К основному контенту

Язык Авесты

Испокон веков зороастрийцы читают свои молитвы только на авестийском языке, на котором Заратуштра много столетий назад получил Откровение, на языке общения с Богом. Любые попытки использовать в ритуале родной язык до сих пор ещё ни к чему не привели, потому что утрачивается священная вибрация. Правда, среди не только мирян, но и некоторых священников использование непонятного языка приводит к тому, что молитвы читаются без понимания смысла прочитанного. Поэтому большинство современных изданий «Хорде Авесты» сопровождается параллельным переводом на родной язык.
Авестийский язык – язык сакральный. Среди различных авестийских слов для обозначения «молитвы» часто используют слово «мантра», что значит «святое слово». Это близко к санскритскому слову «мантра», связанному с «божественной волей». Следуя Гатхам Заратуштры (Ясна 29, 7), мантра – это святое слово Господа Ахура Мазды. Один из ангелов зороастрийского пантеона так и называется «Мантра Спента» - Святое Слово, Святая Мантра, Священная вибрация. В принципе, вся Авеста – это и сеть Мантра Спента.
В «Фравардин Яште» (Гимн Фравашам, пар.81) говорится, что «Мантра Спента – это душа Ахура Мазды». По «Хормазд Яшту» (Гимн Ахура Мазде) к Мантра Спента относятся святые имена Творца. Даже просто произнесение их может уберечь верующего от напастей и козней бесов, помочь в трудную минуту. Сам Заратуштра называет себя в Гатхах мантраном, т.е. певцом или создателем мантр.
 Во времена Сасанидского Ирана к авестийским мантрам были добавлены вставки на среднеперсидском языке, для того, чтобы верующий, даже не понимая содержания молитвы, знал смысл прочитанного. Это своего рода «настройка на образ». Со временем среднеперсидский стал таким же «мёртвым» языком, как и авестийский, на нём перестали говорить в быту, но добавленные вставки остались и стали неотъемлемой частью авестийских молитв. Читаются они в полголоса, чтобы не нарушать священной вибрации.
 Авеста переводилась ещё в древности, на среднеперсидский язык (пехлеви), поэтому и стал возможен её современный перевод. На европейские языки Авеста переводилась неоднократно, начиная с XVIII века. Все переводы на русский язык собраны в книге под редакцией И.В.Рака «Авеста в русских переводах». Однако полностью Авеста так и не переведена на русский язык.
 М.В.Чистяков, Авеста, СПб, 2005

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Совершенная Истина — МаздаЯсна

К сожалению, сейчас для подавляющего большинства людей ложь далеко не самое позорное дело… А в некоторых случаях ловкая ложь считается проявлением ума… Люди придумали множество ложных принципов типа «сладкая ложь милее горькой правды», «не соврёшь — не проживёшь», «не любо — не слушай, а врать не мешай», «слово изречённое есть ложь» и самый страшный — «иная ложь во спасение»! Не бывает лжи во спасение! Всякая ложь ведёт к погибели, даже самая мелкая — мелкая просто действует медленнее. Любая ложь — зло, потому что ложь, по-авестийски «друдж» — имя беса. А бес никого ни от чего не спасает, его цель губить, а не спасать… читать полностью на сайте МаздаЯсна

Зороастрийские места поклонения

Эпоха без храмов Ранние зороастрийцы не имели ни храмов, ни каких либо других культовых сооружений. Служение происходило под открытым небом, в горах. Геродот рассказывает, что «ставить кумиры, сооружать храмы и алтари [богам] у них [персов] не дозволяется... у них в обычае приносить жертвы на высочайших горах Зевсу [Зевс отождествляется Геродотом с Ахура Маздой], причем Зевсом они называют весь небесный свод”. Далее Геродот обращает внимание на то, что, принося жертвоприношения, персы  “не воздвигают алтарей и не возжигают огня... ”. Греческий историк Страбон (I век до н.э.), подтверждает сведения Геродота о том, что «персы не строят статуи или алтари, но поклоняются на высоком месте» и что церемонию богослужения проводили маги, легендарные зороастрийские жрецы. Позже традиционно, согласно зороастрийским источникам, поклонения проходили индивидуально дома или на открытом воздухе, обратившись к источнику света. Когда собиралось несколько человек, ритуал проходил на открытых площадк