Авеста – древнейшее священное писание человечества, сравнимое по времени создания только с индийскими Ведами. Оба этих знания принадлежали древним ариям и изначально имели один источник. Не случайно язык Авесты наиболее близок к санскриту – древнему языку Вед. Время пощадило Веды больше – от изначальной Авесты сохранились только отдельные части. Однако это по-прежнему живое знание: Авеста – это «Зороастрийская Библия», как её часто сейчас называют.
Зороастризм в современном варианте – религия коренного населения Ирана и небольшой общины парсов (персов) в Индии. Миграция по миру привела к тому, зороастрийские общины, большие и маленькие, существуют сейчас по всему миру: в Пакистане, США, Англии, Канаде, Австралии и т.д. и пока жив хотя бы один последователь Зороастра, Авеста будет оставаться живым знанием. Интерес к Авесте и зороастризму в наше время возрос настолько, что к этой религии по всему миру, в том числе в России стали обращаться люди из других конфессий.
Изначально Авеста состояла из двадцати одного наска (книги), которые по преданию оставил человечеству сам боговдохновленный пророк Заратуштра (Зороастр). Двадцать один – священное, сакральное число в зороастризме. Эти книги делились на три части: семь посвящены были миру божественному, духовному, сюда входили богословские тексты, в том числе знаменитые Гаты Заратуштры – гимны пророка; семь посвящались науке: миропорядку, медицине, истории, астрологии; семь были связаны с реальной человеческой жизнью и посвящались законам и этике. Единственный целиком сохранившийся наск «Видевдат» принадлежал именно к этой группе книг. Таким образом, Авеста охватывала всю полноту бытия, отвечала на все вопросы человека.
Александр Македонский, которого зороастрийцы называют никак не иначе как «нечестивый» и приравнивают к Антихристу, приказал уничтожить священные свитки. Но предварительно с «научных» насков были сделаны переводы, что явилось мощным стимулом к развитию эллинистической цивилизации. Вопросы этики Александра Великого мало интересовали. Второй мощный удар по зороастрийской культуре и цивилизации был нанесён арабами в VII веке н.э., кода уничтожалось всё, что напоминало о зороастризме, в том числе Авеста. Не исключено, что в некоторых зороастрийских семьях до сих пор хранятся древние рукописи с неизвестными нам авестийскими знаниями.
«Современная» Авеста состоит из следующих книг:
- «Ясна» - основная литургия, семьдесят две главы, куда включены Гаты Заратуштры, Ясна семи глав, гимн Хаоме, гимн Сраоше, прославление Огню, Водам, Фравашам и т.д.
- К «Ясне» примыкает «Висперед» (Все стражи) – двадцать четыре главы богослужебного содержания.
- «Видевдат» (Закон против дайвов) – двадцать две главы, посвящённые прежде всего похоронным, очистительными исцеляющим обрядам, но содержащим и ценные сведения по мифологии зороастризма.
- «Яшт» - гимн отдельным божествам – двадцать две книги, совершенно различные по величине и сохранности. Количество книг в разных редакциях варьируется. Например «Хом яшт» (Гимн Хаоме) или «Срош Яшт Вади» (Гимн Сраоше), которые уже содержатся в Ясне, иногда включаются в «Яшт». Иногда к Яштам добавляют «Виштасп яшт» (Гимн Виштаспе), но, поскольку Виштаспа не является божеством, этот текст относится к яштам только номинально.
- «Афринаган» - сравнительно небольшая, но важная часть Авесты, содержащая специальные праздничные ритуалы.
- «Хорде Авеста» (Младшая Авеста), это фактически избранное из Авесты. Самая чтимая книга зороастрийцев, она есть в каждой зороастрийской семье, потому что она содержит весь ежедневный ритуал. Это молитвенник, настольная книга любого зороастрийца с утра до ночи, с рождения до смерти, в любых жизненных обстоятельствах.
В.М. Чистяков, Авеста, 2005
Комментарии
Отправить комментарий