К основному контенту

Йасна

Йасна (от авест. йаз – «почитать», «поклоняться»; йашт, т.е. «моление», «ритуал»; тадж. чашн – «праздник») включает молитвы, произносимые при жертвоприношениях и богослужении, восхваления и литургические обращения к божествам. Йасна состоит из 72 глав, именуемых «ха» (авест. «хаити», «хатай»), в том числе 17  гат Заратуштры, Йасна семи глав, гимн Хаоме, Гимн Сраоше, прославление Огню, Водам, Фраваши, Бессмертным Святым и т.д.

Большинство молитв воспроизводят то самое первичное время, сакральное Время, Время неосквернённого мира, существовавшего ещё до Ахримана, Ангра Майнью, которого в христианстве называют Дьяволом и Сатаной. Эти молитвы читаются в определённое время, которое специальное рассчитывалось, по определённым часам, по времени суток. Ведь каждый суточный цикл воспроизводил миротворный круг, от начала и до конца мира. И включение молитвы в определённое время помогало восстановить тот существовавший до Ахримана мир, хотя бы на уровне слова. И интересно, что эти молитвы изначально даже записаны не были, даже  когда Авеста уже была зафиксирована. Записывать их было запрещено, все эти мантры, молитвенные заклинания, которые входят в Авесту. Мы знаем это по поздним уже переложениям, например, Бундахишну, хорошо известному сейчас. Ведь, как считают зороастрийцы, письменность – от Ахримана, не потому, что он её придумал, а потому что в любое написанное слово, его воспроизведение где угодно – на камне ли, на бумаге, не важно, можно внести искажение. А вот слово, передаваемое из уст в уста, от праведника к праведнику, от учителя к ученику, от посвящённого к посвящённому, это слово истинное, чистое, не искажённое. И изучая йасны, да и просто читая, надо воспринимать их на уровне молитвы, мантры того самого изначального потерянного времени.

В.М. Чистяков, Авеста, 2005

И.В.Рак, Авеста в русских переводах, 1997

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Аслишо Назаршоев: Хидир Айём -- Памирский Новруз

Статья друга нашей Обшины, журналиста Аслишо Назаршоева о памирском празднике Хидир Айём...

Вчера в одном из столичных ресторанов состоялся ХИДИР АЙЁМ (разновидность праздника древнеарийского НАВРУЗ, Памирского разлива). Многие скажут - и чем он отличается от
Навруза обычного? По сути своей, ничем! А на деле, кочевые племена внесли в оригинальный Навруз много коррективы, смуту, начиная от индийского зороастризма, арабского и тюркского нашествия с последующей его ассимиляцией в жизнь коренного населения, то Памирский Хидир Айём - главный праздник, отличается своей оригинальностью, сохранением древних его традиций (без внесения в него чуждых красок и фломастеров, не свойственных ему, поскольку этот праздник имеет историю более шести тысячи лет). Представители Хицонского (Сучанского) джамоата Памира в Москве вчера показали этот праздник в тончайших подробностях, во всех его проявлениях.
Даже, когда дети бесконтрольно бегали по залу, радовались, кувыркаясь по полу и лёжа на животиках, п…

Ramyar: Сжигать нельзя, перерабатывать!

Одной из острейших остается проблема загрязнения Земли отходами. О том, какие попытки предпринимаются в Москве и других городах мира, активизме, сознательном отношении. Канал Культура.