К основному контенту

Йезд - центр иранского зороастризма.

    Йезд находится в самом сердце Ирана. Когда страну постигали многочисленные беды и со всех сторон наступали захватчики, многие персы - в том числе знаменитые - находили для себя приют в этом гостеприимном городе.
Йезд
В самые неспокойные времена здесь процветали науки и ремесла, спорили о смысле жизни воспитанники многочисленных дервишских школ (ханак). Йезд был последней твердыней Персии.
Возникновение Йезда относят к эпохе завоеваний Александра Македонского. Этот город всегда был центром древней религии зороастризма - не зря само имя его происходит от слова "яздан" - Бог, божество. В ещё более давние времена этим словом называли одно из божеств древнейшего иранского пантеона. 
Многочисленные тюркские и монгольские нашествия, сотрясавшие страну в прошлом, благополучно миновали Йезд - так же миновал его и новый расцвет страны, начавшийся в эпоху Сефеви (15-17 в.в.). Йезд известен тем, что именно здесь была когда-то доведена до совершенства характерная для древней Передней Азии система доставки, хранения и распределения прохладной питьевой воды. Климат Йезда один из самых сухих в стране, и поэтому здесь было построено огромное число ганатов (каризов) - подземных каналов для воды.
Еще при Ахеменидах (6-4 в.в. до н.э.) Иран был изрезан системой этих сложнейших коммуникаций. Ганаты начинались в горах и уходили к равнинным городам - Йезд снабжался из небольшого, но высокого массива Шир-Кух (Львиные Горы, 4075 м) на юго-западе от города.  
Сейчас в Йезде построен музей воды, в котором посетители могут увидеть макеты ганатов в натуральную величину, а также устройства, с помощью которых воду поднимали наверх. Для того, чтобы охлаждать воду, попавшую из ганатов в городские и частные резервуары, в городе было сооружено множество "бадгиров" (ветроуловителей) - вентиляционных труб,
Ветроуловители
захватывающих потоки дующего с любой строны ветра и направляющих их на глубину 6-10 м для предотвращения нагревания воды. Кроме того, «бадгиры» поменьше использовались для охлаждения воздуха в домах - именно обилие ветроуловителей, в сочетании с полукруглыми крышами, позволяющими помещениям меньше нагреваться от прямых солнечных лучей, придает Йезду его колоритный вид. И в наш век кондиционеров бадгиры Йезда продолжают выполнять свое прямое назначение, хотя ганаты заменены артезианскими скважинами и водопроводом. 
Кондиционеры-бадгиры – далеко не единственные «умные» строения в этих местах. Необычные сооружения на окраине Йезда здесь называют «голубиными башнями». Действительно, внутри сделано множество насестов для птиц. Дело в том, что в стародавние времена птичий помет был единственным доступным в этих местах удобрением. Поэтому люди строили для птиц самые настоящие замки.
Пяти- и шестиугольные, стоящие в ряд или группой по пять.  Конструкции «голубиных башен» в Йезде, Исфахане и других городах Ирана различны. Но возводили их с единственной целью - получить птичий помет. Ради него люди не только строили многоквартирные дома для птиц, но и тщательно их охраняли. Единственную дверь, ведущую в «голубиные башни», законопачивали так, чтобы муравей не пролез, а по наружной стене всегда шла гладкая полоса. Она была непреодолимым препятствием на пути ящериц, которые не прочь полакомиться птичьими яйцами. На гладкой полосе их лапам не за что было зацепиться.

В наши дни по своему прямому назначению «голубиные башни» в Иране уже не используют. В Йезде их сохранили как памятники стародавних времен, когда дома кондиционировались с помощью башен, а для получения удобрений строились настоящие «голубиные» замки!
Храм Огня в Йезде
Долгое время люди, исповедовавшие на иранской земле зороастризм, преследовались. Их храмы разрушались или превращались в мечети, да и зороастрийцев становилось все меньше - они принимали Ислам или переезжали в Индию, где сохранялись под именем "парсы" (т.е. персы). В 1934 году, когда среди иранцев усилился интерес к своей древней религии, община парсов смогла открыть свой храм в городе Йезде - исконном центре зороастризма. Часть парсов вернулась на родину предков.
 Внешне храм мало примечателен. Главное здание находится на возвышении среди большого двора. Священный огонь горит внутри в чаше метровой высоты, установленной на пьедестале за темным стеклом, защищающий зал с жертвенником от света. Проход во внутренние помещения разрешен лишь для зороастрийцев. 


Печатается по материалам http://cryptohistory.ru/pages/zoroastrizm/ 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Совершенная Истина — МаздаЯсна

К сожалению, сейчас для подавляющего большинства людей ложь далеко не самое позорное дело… А в некоторых случаях ловкая ложь считается проявлением ума… Люди придумали множество ложных принципов типа «сладкая ложь милее горькой правды», «не соврёшь — не проживёшь», «не любо — не слушай, а врать не мешай», «слово изречённое есть ложь» и самый страшный — «иная ложь во спасение»! Не бывает лжи во спасение! Всякая ложь ведёт к погибели, даже самая мелкая — мелкая просто действует медленнее. Любая ложь — зло, потому что ложь, по-авестийски «друдж» — имя беса. А бес никого ни от чего не спасает, его цель губить, а не спасать… читать полностью на сайте МаздаЯсна

Зороастрийские места поклонения

Эпоха без храмов Ранние зороастрийцы не имели ни храмов, ни каких либо других культовых сооружений. Служение происходило под открытым небом, в горах. Геродот рассказывает, что «ставить кумиры, сооружать храмы и алтари [богам] у них [персов] не дозволяется... у них в обычае приносить жертвы на высочайших горах Зевсу [Зевс отождествляется Геродотом с Ахура Маздой], причем Зевсом они называют весь небесный свод”. Далее Геродот обращает внимание на то, что, принося жертвоприношения, персы  “не воздвигают алтарей и не возжигают огня... ”. Греческий историк Страбон (I век до н.э.), подтверждает сведения Геродота о том, что «персы не строят статуи или алтари, но поклоняются на высоком месте» и что церемонию богослужения проводили маги, легендарные зороастрийские жрецы. Позже традиционно, согласно зороастрийским источникам, поклонения проходили индивидуально дома или на открытом воздухе, обратившись к источнику света. Когда собиралось несколько человек, ритуал проходил на открытых площадк