К основному контенту

Новский: Можно ли считать зороастрийцев огнепоклонниками?






В литературе и сети Интернет довольно часто можно встретить именование зороастрийцев ‘’огнепоклонниками’’, произошедшее из Византии. Но правдиво ли оно на самом деле, будет ли правильным применять этот термин для беспристрастного, да и вообще описания верующих маздаяснийцев?
Не ходя вокруг да около – нет. Прежде всего, не приходится говорить об именно ‘’поклонении’’ огню. Огонь почитается, именно в его направлении произносятся молитвы, и, в целом, направлена зороастрийская литургия – точно так же, как и в традиционном христианстве с иконами, и, более конкретно, с алтарём. Подобная традиция, однако же, вполне справедливо именуется не ‘’иконнопоклонничеством’’, но ‘’иконопочитанием’’, и точно так же, только с огнём, дело обстоит и в зороастризме.
Огонь почитается в зороастризме за то, что он является источником света, через который верующий зороастриец обращается к Богу. Это особенно важно в контексте противостояния злу, которое идентифицируется со тьмой, а Добро – со Светом. Огонь почитается – но ему не поклоняются.
Интересно, что и само слово ‘’маджус’’ (مجوس), которое вообще переводится как ‘’зороастриец’’ (но довольно часто в русскоязычном пространстве именно как ‘’огнепоклонник’’), вовсе не имеет такого лексического значения, и является сходным с греческим словом ‘’маг’’, обозначавшим зороастрийского священника-мобеда, и произошедшим от слова ‘’мог’’, одного из вариантов этого термина. ‘’Огнепоклонник’’ же по-арабски, вообще-то, будет ‘’абид ан-нар’’ (عابد النار ), что, как можно заметить, довольно сильно контрастирует что по звучанию, что по написанию с традиционным внешним именованием зороастрийцев на преимущественно мусульманском Востоке.
Не всегда эти понятия отождествляли и сами мусульмане. Так, в рассказе о диспуте шиитского имама Садыка с мутазалитами, говорится следующее:
«Имам спросил: „Если это будут зороастрийцы и люди Писания?“. Они ответили: „Да, если это будут зороастрийцы и люди Писания“. Имам спросил: „А если это будут идолопоклонники или люди, поклоняющиеся огню и скоту?“. Они сказали: „Всё равно“.»
Таким образом нужно отметить, что называние зороастрийцев ‘’огнепоклонниками’’ не имеет под собой абсолютно никаких разумных оснований, и поэтому должно быть отвергнуто. Зороастрийцы почитают огонь, но не поклоняются ему. Точно также, как и большинство христиан по отношению к иконам.




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Аслишо Назаршоев: Хидир Айём -- Памирский Новруз

Статья друга нашей Обшины, журналиста Аслишо Назаршоева о памирском празднике Хидир Айём...

Вчера в одном из столичных ресторанов состоялся ХИДИР АЙЁМ (разновидность праздника древнеарийского НАВРУЗ, Памирского разлива). Многие скажут - и чем он отличается от
Навруза обычного? По сути своей, ничем! А на деле, кочевые племена внесли в оригинальный Навруз много коррективы, смуту, начиная от индийского зороастризма, арабского и тюркского нашествия с последующей его ассимиляцией в жизнь коренного населения, то Памирский Хидир Айём - главный праздник, отличается своей оригинальностью, сохранением древних его традиций (без внесения в него чуждых красок и фломастеров, не свойственных ему, поскольку этот праздник имеет историю более шести тысячи лет). Представители Хицонского (Сучанского) джамоата Памира в Москве вчера показали этот праздник в тончайших подробностях, во всех его проявлениях.
Даже, когда дети бесконтрольно бегали по залу, радовались, кувыркаясь по полу и лёжа на животиках, п…

Ramyar: Сжигать нельзя, перерабатывать!

Одной из острейших остается проблема загрязнения Земли отходами. О том, какие попытки предпринимаются в Москве и других городах мира, активизме, сознательном отношении. Канал Культура.