К основному контенту

Меликов: Зороастризм и Азербайджан


ЗОРОАСТРИЗМ И АЗЕРБАЙДЖАН

Зороастризм с момента своего возникновения нес в себе не просто новую религию, а новую эру в духовной жизни человечества. Зороастризм – это самая древняя и самая целостная религия единобожия. Все последующие мировые религии, так или иначе, вышли из зороастризма. Современный мир – это мир арийской культуры, и эта арийская культура была порождена прежде всего зороастрийской религией. Принятие и утверждение зороастризма означало духовное обновление всего мира человеческого бытия. Соответственно и миссия зороастризма распространялась на все человечество.
Само название возникшего Азербайджана свидетельствует о принятии зороастрийской веры, ибо слово «Атарпатакан», модификацией которого является название «Азербайджан» дословно означает «страна тысячеглазого Атара», который является одним из богов зороастрийского пантеона.
Азербайджан по сегодняшний день на мистическом уровне cохранил в себе дух зороастрийской религии. Причем зороастрийский дух не скрывался и не прятался, а он жил на мистическом уровне, тайно пребывая в самой культуре. Дух зороастризма был настолько силен, что ислам не мог его преодолеть полностью. Поэтому наряду с собственно исламскими ритуалами и обрядами в Азербайджане сохранились и зороастрийские. К примеру, можно привести ритуалы, связанные с огнем и свечами, которых в самом исламе нет. Азербайджан тайно несет в себе мистический дух зороастризма и хранит в себе таинство зороастрийского вероучения.
В Азербайджане господствующей религией является ислам, но Азербайджан был и остается не столько религиозной землей, а сколько землей мистической. Не столько форма, ритуалы и обряды ислама, значительная часть которых была заимствована из зороастризма, а сколько его сокровенное содержание, мистика были восприняты и усвоены душой народа. В исламе существовало множество направлений и религиозность принимала разнообразные формы. Но в Азербайджане укоренялись только те формы, которые основывались прежде всего на мистике. И чем глубже в них была мистичность, тем легче и глубже они утверждались.
В частности сокровенное содержание творчества азербайджанских поэтов-мусульман составляет мистическая ветвь ислама – суфизм.
Примечательно, что в Азербайджане из непосредственных служителей Богу особо почитались прежде всего дервиши – странствующие отшельники-мистики.
Мистичность – в крови народа. Мистикой пронизано все бытие и вся культура азербайджанцев. Даже по отношению к бытовой жизни и то наблюдается какое–то мистическое отношение. Пожалуй, ни у одного другого народа нет стольких примет и мистических поговорок, сколько у азербайджанцев. Конечно, подобные выражения есть у любого народа, но такого количества и такого отношения как у азербайджанцев у них обнаружить трудно. Чуть ли ни каждый шаг жизни соизмеряется с выработанными мистическими установками. Причем эти мистические установки не формальны, как чаще бывает в ритуале, они не мертвы, а живы. Люди действительно ими живут и в соответствии с ними строят свое бытие.
И то обстоятельство, что азербайджанцы воспринимают мистическую сторону религии, ставит их в особое положение. Дело в том, что мистика – это универсальный феномен, единый для всех религий. Религий много, а мистика одна. И благодаря своей мистичности азербайджанцы сохраняют дух глубокой древней культуры, восходящей к зороастризму. Зороастризм – это самая древняя религия, в которой вопросы мистики были разработаны с исчерпывающей полнотой. В частности, в рамках зороастризма существует зерванизм, представляющий собой исключительно мистическое направление. Поэтому любое проявление мистики есть проявление в той или иной форме, той или иной части зороастрийской мистики. Благодаря именно мистичности как специфической национальной черте азербайджанцы хранят в своей культуре мистические переживания, наработанные впервые в рамках зороастризма.
Примечательно и сочетание самого названия Азербайджана с мистичностью народа. Название всегда задаёт смыслоопределяющую идею. Предназначение Азербайджана, исходя из этого, – быть страной Атара, бога духовного огня. Мистичность же народа – эта та черта азербайджанцев, которая определяет способ осуществления этой духовной миссии. Если соединить духовно-историческое предназначение Азербайджана и мистичность народа, то в результате в духовно-историческом свете Азербайджан предстанет как мистическая, то есть тайная, страна Атара. Бытие Азербайджана в историческом процессе имеет целью сохранить в себе на глубинном тайном уровне дух зороастрийского огня. Любая национальная идея в принципе есть тайна в том смысле, что таинственна. Но национальная идея Азербайджана не просто таинственна, а есть непосредственно тайна. Азербайджан должен нести в своем историческом бытие тайну – это тайную сокровенную основу авестийского учения.
Вся история Азербайджана покрыта тайной, в ней гораздо больше неизвестного, чем известного. Нет определенности и относительно исторических памятников. Однако тайна не всегда остается тайной. Сама по себе тайна всегда очевидна, она скрыта только от сознания человека. Тайна сама не скрывается от человека, она просто недоступна человеческому сознанию. Тайна – это то, что живет активно и полнокровно в душе человека, но о чем не ведает только сознание и что вырывается в непосредственную внешнюю жизнь человека. И тайная мистическая жизнь Азербайджана не может не обнаруживать себя. Так или иначе, тайное становится явным.
Огонь не только в названии Азербайджана. Огонь вырывается с незапамятных времен прямо из недр земли вокруг Баку. «Мугань» в переводе с арабского также означает «огнепоклонники»1. С огнем связана и столица иранского Азербайджана город Тебриз. Как пишет Касумова С.Ю., «…город Тебриз имел в раннем средневековье и другое название, которое приводится в персидском толковом словаре XVI века «Бурхан-и Кати». Это – Азарабад, причем сообщается, что так назывался и находившийся в этом городе храм огня. Вряд ли можно сомневаться, что такое обозначение Тебриза определяется его ролью столицы средневекового Азербайджана, и «народной этимологией» названия Азербайджана, связывающей его с храмом огня»2.
Один из распространенных народных танцев «Яллы» также происходит от слова «алов» (огонь). И в песенном искусстве Азербайджана можно проследить влияние зороастризма. Как утверждают авторы «История азербайджанской музыки», «со стихотворной формой Гат некоторые ученые связывают стихотворную форму робайят, или рубаи, до сих пор популярную в народном азербайджанском песнетворчестве, в классической поэзии Азербайджана, Ирана и ряда других стран. «По-видимому, – отмечает Б.В. Мюллер, – эта стихотворная форма восходит к далекой древности, – именно к древней части «Авесты», к одной из групп, так называемых «Гат»«. Быть может, и музыка этих песен удержала в какой–то степени черты музыкального содержания Гат. Если учесть роль флейты (нэй) в быту древних предков азербайджанского народа и роль пастушеско-землевладельческих образов в древних Гатах, то большой интерес представляет и то обстоятельство, что в ряде районов Азербайджана и по сей день робайи нередко исполняются под наигрыши пастушеской камышовой флейты (тютек или нэй)»3.
Селение Раманы под Баку явно связано с зороастрийским ангелом Раманом, покровительствующем богатству, изобилию и недрам земли, связанных в первую очередь с нефтью. Очевидно, именно это селение более других мест имеет отношение к добычи нефти.
Интересно и название города Баку. Крупнейший исследователь Баку С. Ашурбейли пишет: «Наиболее раннее название Баку встречается в источниках V–VIII вв. в виде Багаван, Атли (Атши) Багаван и Атши (Атеши) – Багуан... Топоним Багаван состоит из корня «Бага», означающий во многих индоевропейских языках «бог», «солнце»4. Однако это не совсем согласуется с тем, как называют в народе Баку. Баку, согласно народной молве, – это город ветров. Насколько это так, достаточно просто побывать в Баку. Баку действительно отличается своими ветрами. Ветры дуют в Баку почти всегда. И любопытно, что в авестийском пантеоне ангелов есть Вата – бог легкого ветра. И если сопоставить Баку и Вату и по звучанию и по смыслу, то их близость не вызывает сомнения. Баку – это действительно означает «бог», но не единый абсолютный Бог, а бог ветра.
Мистическую жизнь азербайджанского народа отражают и многочисленные исторические культовые сооружения. Среди них особое место, безусловно, занимает храм огнепоклонников «Атешгях» в селении Сураханы близ Баку. Однако интересно, что при исследовании многих исторических памятников, казалось бы, не имеющих отношения к религиозно-мистической жизни, оказывается, что и они имеют религиозно-культовое значение. Так, известная Девичья башня – символ Баку оказывается, что изначально была не оборонительным укреплением, а зороастрийским культовым сооружением, посвященным богине Ардвисуре Анахите. «Башни под названием «Гыз-галасы» имеются не только в Азербайджане и Иране, но и в ряде стран Ближнего Востока, – пишет С.Ашурбейли. – Иранский исследователь Бастани-йе Паризи связывает подобные Гыз-галасы с Древним культом Анахиты (Нахит) – богини воды и плодородия. Как известно, в Авесте священными элементами считались вода, воздух, огонь и земля, кахдый из которых имел своё божество. Нахит – это название священной реки в Авесте. Культ Анахиты был особенно распространен при Сасанидах в Иране и Закавказье. В честь Анахиты строились святилища, где скоплялись большие богатства. В некоторых из них устанавливались золотые статуи этой богини. В целях охраны находящихся в святилищах сокровищ они постепенно укреплялись и приняли вид укреплённых башен, называемых в честь Анахиты Девичьей башней. При исламе эти башни-святилища потеряли своё прежнее значение и в средневековье превратились в оборонительные укрепления»5.
Для религиозно-мистической жизни азербайджанцев огромное значение имеют именно пиры, которых в Азербайджане и, особенно под Баку, немало. Из тех, что расположены под Баку, нельзя не отметить пир в Шувелянах, где находится гробница Мир Мовсум аги, азербайджанского святого, который ещё при жизни обладал даром целительного и одухотворяющего воздействия на людей, а также пир в Нардаране, на месте погребения дочери седьмого имама Мусы Казима Рагимы.
Вообще, роль пиров в религиозной жизни Азербайджана чрезвычайно велика. Не столько мечети как обычно в мусульманском мире, а именно пиры определяют азербайджанскую религиозность. Есть места в Азербайджане, где нет мечетей, но есть пиры. Пир – это место не столько религиозное, а сколько мистическое. Азербайджанская душа стремится не к обряду и ритуалу, а именно к мистическому общению. Поэтому азербайджанец может не ходить в мечеть, но без паломничества в пир жить не может. Интересно, мечети в Азербайджане возводят в пире или рядом с ним. Иначе говоря, сначала мистика, а потом религия. Религиозность должна строиться на безусловной мистической основе. Если традиционная религия сначала возводит храм, а затем предполагает развитие мистики в нем, то в Азербайджане наоборот, сначала мистика, а потом храм. Не храм определят мистику, а мистическая жизнь – религиозно-храмовую. Примечательно, что синонимом слова «пир» в азербайджанском языке является слово «оджаг», в переводе означающее еще и «огонь». Связь пира в религиозной жизни Азербайджана с зороастризмом очевидна.
Так мистицизм древнего зороастризма в душе азербайджанского народа обрел свою непоколебимую действительность.
Примечания:
1 см.: Зейналоглу Дж. Краткая история Азербайджана. Баку,1992
2 Касумова С.Ю. Азербайджан в III–VII веках. Баку, 1992, с.23
3 История азербайджанской музыки. Ч.1. Баку,1992,с.50
4 Ашурбейли С.Б. История города Баку. Баку,1992,с.43
5 Там же, с.150

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Совершенная Истина — МаздаЯсна

К сожалению, сейчас для подавляющего большинства людей ложь далеко не самое позорное дело… А в некоторых случаях ловкая ложь считается проявлением ума… Люди придумали множество ложных принципов типа «сладкая ложь милее горькой правды», «не соврёшь — не проживёшь», «не любо — не слушай, а врать не мешай», «слово изречённое есть ложь» и самый страшный — «иная ложь во спасение»! Не бывает лжи во спасение! Всякая ложь ведёт к погибели, даже самая мелкая — мелкая просто действует медленнее. Любая ложь — зло, потому что ложь, по-авестийски «друдж» — имя беса. А бес никого ни от чего не спасает, его цель губить, а не спасать… читать полностью на сайте МаздаЯсна

Зороастрийские места поклонения

Эпоха без храмов Ранние зороастрийцы не имели ни храмов, ни каких либо других культовых сооружений. Служение происходило под открытым небом, в горах. Геродот рассказывает, что «ставить кумиры, сооружать храмы и алтари [богам] у них [персов] не дозволяется... у них в обычае приносить жертвы на высочайших горах Зевсу [Зевс отождествляется Геродотом с Ахура Маздой], причем Зевсом они называют весь небесный свод”. Далее Геродот обращает внимание на то, что, принося жертвоприношения, персы  “не воздвигают алтарей и не возжигают огня... ”. Греческий историк Страбон (I век до н.э.), подтверждает сведения Геродота о том, что «персы не строят статуи или алтари, но поклоняются на высоком месте» и что церемонию богослужения проводили маги, легендарные зороастрийские жрецы. Позже традиционно, согласно зороастрийским источникам, поклонения проходили индивидуально дома или на открытом воздухе, обратившись к источнику света. Когда собиралось несколько человек, ритуал проходил на открытых площадк