К основному контенту

Новский: Академия Гондишапура - первый протоуниверситет



Университет как таковой, университет как явление, зародился в недрах Средневековой Европы. Отдельная корпорация, ‘’содружество живых и мёртвых’’, независимая от местных светских и духовных властей, обладающая автономией и, собственно, и представляющая собой то, что мы знаем как университет сегодня. Тем не менее, аналогии этого учреждения, своего рода протоуниверситеты, появлялись и раньше, в совершенно и не очень других цивилизациях. В их числе можно упомянуть и византийский Пандидактерион IX века, и ‘’школу полукруглого бассейна’’ Китая династии Тан, и, конечно же, марокканскую школу Аль-Карауин, действующую с IX века и до наших дней. Но первым среди всех них была Академия в иранском городе Гондишапуре, созданная блистательным шахом Хосровом I Ануширваном ещё в VI столетии н.э.

Время правления императора Хосрова I (531–579), чей век правления стал поистине золотым для Ирана, было эпохой великих перемен. Была проведена налоговая реформа, с введением единого земельного кадастра и правил налогообложения, значительно упростившая жизнь для большинства иранцев. Создана, помимо традиционного феодального ополчения, постоянная армия, получавшая своё жалование лично от шаха, и, таким образом, более преданная ему и легче мобилизуемая в случае войны. Было упорядочено гражданское управление, с более тщательным шахским контролем за занятием должностей, произведена кодификация права, развернута строительная и ирригационная деятельность. Не упускал из виду ‘’философ на троне’’ и образовательную сферу, озаботившись созданием в Персии полноценного высшего образования для накопления, изучения и развития всех тех знаний, что были накоплены Античным миром за много лет. Базой для нового учебного заведения стали кадры светских отделений закрытой в 489 году византийским императором Флавием Зеноном несторианской Эдесской школы, расположившиеся в хузестанском Гондишапуре, в отличие от основного, богословского отделения, расположившегося в тогда персидском Нисибисе в Малой Азии, а также мигрировавшие после закрытия Афинской школы греческие философы, щедро принятые Ануширваном в Иране.

Хосров I Ануширван на пиру в честь своего визиря Бозоргмехра, арабская рукопись
Академия занималась переводом на пехлеви греческих и сирийских текстов по медицине, астрономии, философии и прикладным ремёслам. Более того, производилось и обучение персидских студентов этим навыкам, а также, собственно, и разработка новых научных трудов. Любопытно, что велась она не на пехлеви, а на сирийском, бывшем тогда традиционным языком медицины в регионе — в каком-то смысле это можно сравнить с тем, как уже в западноевропейских университетах основным языком преподавания была латынь. В перечне предметов были также математика, ирригация и архитектура. Особо отличившиеся, при этом, назначались на государственные посты.
Визирь Бозоргмехр знакомит Хосрова I Ануширвана с игрой в шахматы, получившие особое распространение именно при его правлении
Хосров I отправил врача Борзую в Индию и Китай, и тот сумел пригласить ряд индийских и китайских учёных в Гондишапур, и даже перевести индийский трактат ‘’Панчатантра’’. Любопытно, что что оригинал, что перевод ныне утеряны — сохранился лишь перевод перевода на арабский, выполненный в VIII столетии Ибн аль-Муккафой, а также его дальнейшие переводы уже на другие языки.
Борзуя на поздней европейской иллюстрации
Обучающиеся медицине были обязаны помимо сугубо теоретической подготовки также провести и определённое время в госпитале, леча больных, а также сдать экзамен на выходе, что приближало образовательный процесс к современной университетской практике. Как выразился британский врач и историк медицины Сирил Ллойд Элгуд, ‘’в значительной степени, заслуга за систему госпиталей принадлежит Персии’’. В 550 году в столичном Ктесифоне прошёл даже медицинский симпозиум с представителями самых разных регионов и государств, что, надо заметить, было не столь уж и часто по тем временам.

В расцвет Академии в ней обучалось порядка пяти тысяч студентов при пятистах преподавателях, что делало её, возможно, самым видным учебным заведением своего времени, а её обширная библиотека насчитывала порядка четырёхсот тысяч книг. После завоевания Халифатом Академия пришла в упадок, но, по всей видимости, какое-то время ещё продолжала своё существование в том или ином виде, но к X веку некогда знаменитый едва ли не на весь Античный мир Гондишапур уже лежал в руинах…
Изображение Хосрова I Ануширвана на здании Тегеранского суда
При династии Пехлеви, в 1955 году, в память о былой славе Академии, рядом с Ахвазом в Хузестане были основаны Университет Джондишапура а также Колледж медицины при нём. В 1982 первый был переименован в Ахвазский Университет имени шахида Чамрана в честь погибшего учёного и политического деятеля Мустафы Чамрана, а колледж в 1986 году стал отдельным Ахвазским Джондишапурским Университетом Медицины, продолжая, как и Ахвазский Университет имени шахида Чамрана, принимать студентов и по сей день.

Источник статьи

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Совершенная Истина — МаздаЯсна

К сожалению, сейчас для подавляющего большинства людей ложь далеко не самое позорное дело… А в некоторых случаях ловкая ложь считается проявлением ума… Люди придумали множество ложных принципов типа «сладкая ложь милее горькой правды», «не соврёшь — не проживёшь», «не любо — не слушай, а врать не мешай», «слово изречённое есть ложь» и самый страшный — «иная ложь во спасение»! Не бывает лжи во спасение! Всякая ложь ведёт к погибели, даже самая мелкая — мелкая просто действует медленнее. Любая ложь — зло, потому что ложь, по-авестийски «друдж» — имя беса. А бес никого ни от чего не спасает, его цель губить, а не спасать… читать полностью на сайте МаздаЯсна

Зороастрийские места поклонения

Эпоха без храмов Ранние зороастрийцы не имели ни храмов, ни каких либо других культовых сооружений. Служение происходило под открытым небом, в горах. Геродот рассказывает, что «ставить кумиры, сооружать храмы и алтари [богам] у них [персов] не дозволяется... у них в обычае приносить жертвы на высочайших горах Зевсу [Зевс отождествляется Геродотом с Ахура Маздой], причем Зевсом они называют весь небесный свод”. Далее Геродот обращает внимание на то, что, принося жертвоприношения, персы  “не воздвигают алтарей и не возжигают огня... ”. Греческий историк Страбон (I век до н.э.), подтверждает сведения Геродота о том, что «персы не строят статуи или алтари, но поклоняются на высоком месте» и что церемонию богослужения проводили маги, легендарные зороастрийские жрецы. Позже традиционно, согласно зороастрийским источникам, поклонения проходили индивидуально дома или на открытом воздухе, обратившись к источнику света. Когда собиралось несколько человек, ритуал проходил на открытых площадк