К основному контенту

Аслишо Назаршоев: Хидир Айём -- Памирский Новруз

Статья друга нашей Обшины, журналиста Аслишо Назаршоева о памирском празднике Хидир Айём...

Вчера в одном из столичных ресторанов состоялся ХИДИР АЙЁМ (разновидность праздника древнеарийского НАВРУЗ, Памирского разлива). Многие скажут - и чем он отличается от

Навруза обычного? По сути своей, ничем! А на деле, кочевые племена внесли в оригинальный Навруз много коррективы, смуту, начиная от индийского зороастризма, арабского и тюркского нашествия с последующей его ассимиляцией в жизнь коренного населения, то Памирский Хидир Айём - главный праздник, отличается своей оригинальностью, сохранением древних его традиций (без внесения в него чуждых красок и фломастеров, не свойственных ему, поскольку этот праздник имеет историю более шести тысячи лет). Представители Хицонского (Сучанского) джамоата Памира в Москве вчера показали этот праздник в тончайших подробностях, во всех его проявлениях.
Даже, когда дети бесконтрольно бегали по залу, радовались, кувыркаясь по полу и лёжа на животиках, периодически наблюдали за демонстрацией всего происходящего, этот самый элемент и является праздником, оригиналом - когда дети радуются не для показа, и этот элемент не был срежиссирован руководителями праздника. Это суть его! Памирский Хидир Айём (Хидир – главный, Айём – буквально, праздник, а по сути своей древней он переводится как – настало время)! Поскольку после зимней спячки земля покрывается толстым водяным слоем как пленка, под которой жизнь замирает во всех своих проявлениях и, буквально, для древних людей умирает сама жизнь из-за отсутствия способа для выживания. Главным днём для древнего человека является, когда Солнце в своём зените (по календарю - это 21 марта). На персидском – памирском языке это называли «Офтоб дар мард» (Солнце в силе своей или как мы все привыкли называть – в зените)!
Позже оно стало нарицательным для памирцев и буквально, бытовым в обиходе. Но смысл у него древний календарный. Календарь, по которому древние Волхвы с Востока шли в Иерусалим поклоняться младенцу, Спасителю мира. В Авесте об этом буквально сказано, - И явится в Живе бессмертный Спаситель и жизнь претворит, и избравшие Истину (Хакикат) жить будут вечно. А смерть уйдёт туда, откуда пришла . Так вот главный день, когда Солнце в своём зените встает, земля пробуждается и начинает дышать. Человек с плугом, запряжённык крупным рогатым скотом, припевая – «СОУ ХАПЬЯ», -- пашет, разрыхляет землю, давая ей возможность обогащаться кислородом как живому организму. Земля после спячки оживает. В этот день Верховный Бог древних арийцев приходит во дворы и наблюдает за жертвоприношениями. Древние арийские жертвоприношения не представляли собой ценовой эквивалент. Также и на Памире сегодня люди приносят свою радость, песнопения, танцы, посвящённые Верховному Богу, солнцу, огню - как символам являющим жизнь и воскрешающим её в этот солнечный день, тем самым посвящают всего себя этому, свой дом, своё имущество. Но не для торговли, а для очищения от прошлого и принятия нового духа жизни. Люди на Памире выносят в этот день все свои вещи на улицу, вытряхивая старое, обогревая на Солнце. Но кочевники внесли в этот древний, веками установленный порядок свою смуту и сделали из этого приношения – ТОРГ. И многие страны поплатились за свою жадность, играя с огнём. Те, кто в этот день торгует жертвоприношением, лишаются источника жизни - реки, озёра и моря у них сохнут из-за жадности. Но нам сегодня не до них. Каждый сам выбирает себе судьбу. В день этого праздника на Памире люди выходят на улицу и начинается карнавальное шествие, буквально! И оно не инсценировано, но стихийно. Люди громко поют и радуются и этим самым благодарят небеса.
В обыкновение это входит ещё одна красивая и очень древняя традиция, называется «Кило гуз гуз». В этот день, с крыши памирского дома - «Чид», - где есть окно, (РУЗ) люди, обычно детвора, бросают в дом верёвку и произносят слова заклинания КИЛО ГУЗ – ГУЗ. После этого требуют подарки, любые, понравившиеся в доме, например: конфеты, или лепёшку с мясом, сухофрукты, детвора всегда в это время просят сладости, поскольку в день жертвоприношения ничего, никому нельзя отказывать. И дети целыми днями бегают по домам и «клянчают». А те, у кого просят для этого дня, загатавливают припасы именно для детей, и очень много.
памирский танец Адиса Шермамадова
У молодёжи периодически бывает: невеста заказывает жениху именно в этот день приходить в дом и с крыши памирского дома требовать её руку и сердце. Оно всё обоюдно. Начинается процесс бракосочетания. Это очень красивый древний обычай! В этот день жених и невеста получают дар от Верховного Бога стать одним человеком! Поскольку ни мужчина, ни женщина не являются по розни своей человеком. Но в день свадьбы они становятся одним человеком и Верховный Бог их называет ШОХ (Царь) (Шох даромад хонае - Царь вошёл в свою обитель). Об этом свидетельствуют все существующие Писания! Человек становится наравне с Богом, производителем жизни. Ангелы на небесах, в данном случае, не могут произвести ЖИЗНЬ. Человек есть образ и подобие Бога именно из-за этого случая, поскольку в мужчине и в женщине заложена информация о новой жизни; как внутри Самого Верховного Бога существует ЖИЗНЬ, так и внутри одного человека (напомню, мужчина и женщина - это один человек). Но Верховный Бог в день свадьбы присутствует в жизни обоих молодых. И если до свадьбы они прикоснулись без родительского благословения к чужим или к ним кто-то прикоснулся, то Верховный Бог уходит из этого дома и не принимает участия в их жизни. Сейчас конечно, всё нарушено. Поскольку, когда муж и жена разводятся, они внутри себя убивают свою главную суть - Бога! Это убийство! Этот закон был дан человеку более шести тысяч лет назад и он не изменился. Но возвратимся к Московскому Хидир Айёму вчерашнему. Хочу выразить благодарность всем организаторам праздника. Как будто вчера их не было там и это было стихийно. Никакой суеты. И казалось, что праздник происходил на улице, где-то в горах Хицона (Сучон). Атмосфера любви, уважения, на котором себя чувствуешь дитём любви. Тихушник Броимшо по виду очень скромный, тихий и уважаемый всеми манипулировал процессом как дирижёр симфонией. И никто бы не догадывался, если бы лично не знали этого талантливого во всём человека. В его молчании таилась некая власть.
Очень запоминающиеся слова в конце высказал Давлатназар Худоназаров, - наш Пир , - как его называют памирцы. Слово Пир означает старый. В данном контексте это слово имеет другое значение - как мудрец, уважаемый всеми. Худоназаров призвал народ к сохранению единения, древних традиций, где бы памирцы не находились. Он буквально на некоторое время растворился с детворой и общался с ними как наравне. Я это видел и запечатлел. Про особенно богатый накрытый стол даже нет слов -выразить благодарность всем организаторам. Для меня, обывателя и журналиста, всё происходящее было совершенно неожиданным. Так всё провести, как будто на уровне государства, я не готов был. И очень сожалею, что не пригласил телевидение, чтобы всю эту красоту снимать на профессиональном уровне, за что приношу свои извинения самому организатору и всем кто принимал участие!
СПАСИБО ВСЕМ! И С ПРАЗДНИКОМ ШОГУН БАХОР МУБОРАК!
доктор Броимшо Мамадщоев и Давлатназар Худоназаров















Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ramyar: Сжигать нельзя, перерабатывать!

Одной из острейших остается проблема загрязнения Земли отходами. О том, какие попытки предпринимаются в Москве и других городах мира, активизме, сознательном отношении. Канал Культура.