К основному контенту

Аслишо Назаршоев: Хидир Айём -- Памирский Новруз

Статья друга нашей Обшины, журналиста Аслишо Назаршоева о памирском празднике Хидир Айём...

Вчера в одном из столичных ресторанов состоялся ХИДИР АЙЁМ (разновидность праздника древнеарийского НАВРУЗ, Памирского разлива). Многие скажут - и чем он отличается от

Навруза обычного? По сути своей, ничем! А на деле, кочевые племена внесли в оригинальный Навруз много коррективы, смуту, начиная от индийского зороастризма, арабского и тюркского нашествия с последующей его ассимиляцией в жизнь коренного населения, то Памирский Хидир Айём - главный праздник, отличается своей оригинальностью, сохранением древних его традиций (без внесения в него чуждых красок и фломастеров, не свойственных ему, поскольку этот праздник имеет историю более шести тысячи лет). Представители Хицонского (Сучанского) джамоата Памира в Москве вчера показали этот праздник в тончайших подробностях, во всех его проявлениях.
Даже, когда дети бесконтрольно бегали по залу, радовались, кувыркаясь по полу и лёжа на животиках, периодически наблюдали за демонстрацией всего происходящего, этот самый элемент и является праздником, оригиналом - когда дети радуются не для показа, и этот элемент не был срежиссирован руководителями праздника. Это суть его! Памирский Хидир Айём (Хидир – главный, Айём – буквально, праздник, а по сути своей древней он переводится как – настало время)! Поскольку после зимней спячки земля покрывается толстым водяным слоем как пленка, под которой жизнь замирает во всех своих проявлениях и, буквально, для древних людей умирает сама жизнь из-за отсутствия способа для выживания. Главным днём для древнего человека является, когда Солнце в своём зените (по календарю - это 21 марта). На персидском – памирском языке это называли «Офтоб дар мард» (Солнце в силе своей или как мы все привыкли называть – в зените)!
Позже оно стало нарицательным для памирцев и буквально, бытовым в обиходе. Но смысл у него древний календарный. Календарь, по которому древние Волхвы с Востока шли в Иерусалим поклоняться младенцу, Спасителю мира. В Авесте об этом буквально сказано, - И явится в Живе бессмертный Спаситель и жизнь претворит, и избравшие Истину (Хакикат) жить будут вечно. А смерть уйдёт туда, откуда пришла . Так вот главный день, когда Солнце в своём зените встает, земля пробуждается и начинает дышать. Человек с плугом, запряжённык крупным рогатым скотом, припевая – «СОУ ХАПЬЯ», -- пашет, разрыхляет землю, давая ей возможность обогащаться кислородом как живому организму. Земля после спячки оживает. В этот день Верховный Бог древних арийцев приходит во дворы и наблюдает за жертвоприношениями. Древние арийские жертвоприношения не представляли собой ценовой эквивалент. Также и на Памире сегодня люди приносят свою радость, песнопения, танцы, посвящённые Верховному Богу, солнцу, огню - как символам являющим жизнь и воскрешающим её в этот солнечный день, тем самым посвящают всего себя этому, свой дом, своё имущество. Но не для торговли, а для очищения от прошлого и принятия нового духа жизни. Люди на Памире выносят в этот день все свои вещи на улицу, вытряхивая старое, обогревая на Солнце. Но кочевники внесли в этот древний, веками установленный порядок свою смуту и сделали из этого приношения – ТОРГ. И многие страны поплатились за свою жадность, играя с огнём. Те, кто в этот день торгует жертвоприношением, лишаются источника жизни - реки, озёра и моря у них сохнут из-за жадности. Но нам сегодня не до них. Каждый сам выбирает себе судьбу. В день этого праздника на Памире люди выходят на улицу и начинается карнавальное шествие, буквально! И оно не инсценировано, но стихийно. Люди громко поют и радуются и этим самым благодарят небеса.
В обыкновение это входит ещё одна красивая и очень древняя традиция, называется «Кило гуз гуз». В этот день, с крыши памирского дома - «Чид», - где есть окно, (РУЗ) люди, обычно детвора, бросают в дом верёвку и произносят слова заклинания КИЛО ГУЗ – ГУЗ. После этого требуют подарки, любые, понравившиеся в доме, например: конфеты, или лепёшку с мясом, сухофрукты, детвора всегда в это время просят сладости, поскольку в день жертвоприношения ничего, никому нельзя отказывать. И дети целыми днями бегают по домам и «клянчают». А те, у кого просят для этого дня, загатавливают припасы именно для детей, и очень много.
памирский танец Адиса Шермамадова
У молодёжи периодически бывает: невеста заказывает жениху именно в этот день приходить в дом и с крыши памирского дома требовать её руку и сердце. Оно всё обоюдно. Начинается процесс бракосочетания. Это очень красивый древний обычай! В этот день жених и невеста получают дар от Верховного Бога стать одним человеком! Поскольку ни мужчина, ни женщина не являются по розни своей человеком. Но в день свадьбы они становятся одним человеком и Верховный Бог их называет ШОХ (Царь) (Шох даромад хонае - Царь вошёл в свою обитель). Об этом свидетельствуют все существующие Писания! Человек становится наравне с Богом, производителем жизни. Ангелы на небесах, в данном случае, не могут произвести ЖИЗНЬ. Человек есть образ и подобие Бога именно из-за этого случая, поскольку в мужчине и в женщине заложена информация о новой жизни; как внутри Самого Верховного Бога существует ЖИЗНЬ, так и внутри одного человека (напомню, мужчина и женщина - это один человек). Но Верховный Бог в день свадьбы присутствует в жизни обоих молодых. И если до свадьбы они прикоснулись без родительского благословения к чужим или к ним кто-то прикоснулся, то Верховный Бог уходит из этого дома и не принимает участия в их жизни. Сейчас конечно, всё нарушено. Поскольку, когда муж и жена разводятся, они внутри себя убивают свою главную суть - Бога! Это убийство! Этот закон был дан человеку более шести тысяч лет назад и он не изменился. Но возвратимся к Московскому Хидир Айёму вчерашнему. Хочу выразить благодарность всем организаторам праздника. Как будто вчера их не было там и это было стихийно. Никакой суеты. И казалось, что праздник происходил на улице, где-то в горах Хицона (Сучон). Атмосфера любви, уважения, на котором себя чувствуешь дитём любви. Тихушник Броимшо по виду очень скромный, тихий и уважаемый всеми манипулировал процессом как дирижёр симфонией. И никто бы не догадывался, если бы лично не знали этого талантливого во всём человека. В его молчании таилась некая власть.
Очень запоминающиеся слова в конце высказал Давлатназар Худоназаров, - наш Пир , - как его называют памирцы. Слово Пир означает старый. В данном контексте это слово имеет другое значение - как мудрец, уважаемый всеми. Худоназаров призвал народ к сохранению единения, древних традиций, где бы памирцы не находились. Он буквально на некоторое время растворился с детворой и общался с ними как наравне. Я это видел и запечатлел. Про особенно богатый накрытый стол даже нет слов -выразить благодарность всем организаторам. Для меня, обывателя и журналиста, всё происходящее было совершенно неожиданным. Так всё провести, как будто на уровне государства, я не готов был. И очень сожалею, что не пригласил телевидение, чтобы всю эту красоту снимать на профессиональном уровне, за что приношу свои извинения самому организатору и всем кто принимал участие!
СПАСИБО ВСЕМ! И С ПРАЗДНИКОМ ШОГУН БАХОР МУБОРАК!
доктор Броимшо Мамадщоев и Давлатназар Худоназаров















Комментарии

  1. Неправда,не верьте этому Назаршоеву, никто на Памире не называет Худоназарова Пиром! Это святотатство! Он не святой человек, чтоб его так называли! Пиром могли называться на Памире исключительно священослужители, из рода священников, достигшие зрелого возраста и ТОЛЬКО за огромные заслуги перед народом. А Худоназаров предал памирцев, когда замутил свои демократические игры в Таджикистане, из-за этих его игр памирцев потом подвергли геноциду, а он сам убежал за границу, кинув своих земляков, которые когда-то его избрали депутатом СССР

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Новский: Академия Гондишапура - первый протоуниверситет

Университет как таковой, университет как явление, зародился в недрах Средневековой Европы. Отдельная корпорация, ‘’содружество живых и мёртвых’’, независимая от местных светских и духовных властей, обладающая автономией и, собственно, и представляющая собой то, что мы знаем как университет сегодня. Тем не менее, аналогии этого учреждения, своего рода протоуниверситеты, появлялись и раньше, в совершенно и не очень других цивилизациях. В их числе можно упомянуть и византийский Пандидактерион IX века, и ‘’школу полукруглого бассейна’’ Китая династии Тан, и, конечно же, марокканскую школу Аль-Карауин, действующую с IX века и до наших дней. Но первым среди всех них была Академия в иранском городе Гондишапуре, созданная блистательным шахом Хосровом I Ануширваном ещё в VI столетии н.э.

Время правления императора Хосрова I (531–579), чей век правления стал поистине золотым для Ирана, было эпохой великих перемен. Была проведена налоговая реформа, с введением единого земельного кадастра и прав…