К основному контенту

Никитенкова: Неожиданная находка

Зардошт
Листая страницы книги прошлого века Уильяма Джексона «Персия – прошлое и настоящее», набрела на интересную интерпретацию имени Заратуштры, которой вдруг захотелось поделиться. Для любознательных приведу ссылки на другие источники, рассказывающие на эту же тему. Итак, наслаждайтесь:


«Имя Зороастра, которое фигурирует в Авесте как Заратуштра, на современном фарси звучит как Зартушт или Зардушт. Считается, что в переводе имя означает «верблюд» (Av. ushtra). Местные общинники города Йезда предложили около десятка фантастических толкований, основываясь на этимологии. Дастур Тир Андаз, красиво изложил своё мнение в присущей ему восточной манере: медленно, тихо, ненавязчиво. Он предложил разделить имя на два слога: Zar-tusht, первый он перевёл, как «золото», второй как «чистое, промытое».

Другой член анджомана предположил, следующий перевод: «враг золота», т.е. вторую часть слова он предлагал читать как «dushman, то есть недруг». Итог всем спорам подвёл Калантар, глава местной общины, предложив процитировать книгу с литографией, которую он держал в своей руке. Это оказался компендиум различных персидских и арабских писателей упоминающих Зороастра, уже известный западным учёным. Работа содержала не менее девяти различных объяснений, часть из которых персидские лексикографические произведения. Впоследствии я узнал, что эта книга была передана в Йезд Фарзанах Бахрейн ибн Фархадом, учеником Азара Кейвана, жившим во времена Акбара Великого в 1600 г.н.э. (Parsi Prakash, ed. Bamanji Bahramji Patel, p. 10, Bombay, 1888).

Вышеупомянутый Дастур Азар Кейван бин Азар Гошасп был учёным и известным персидским священником, который верил в универсальную религию. Проведя двадцать восемь лет своей жизни в медитации, он приехал в Индию и поселился в Патне, где стал известен как учитель универсального вероучения. Он написал Макашифат-и Азар Кейван и умер в Патне в 1614 году, в возрасте восьмидесяти пяти лет (see Shehriarji Bharucha, The Dasatir, in Zartoshti, 3. 122, Bombay, 1905).

Ценность книги сегодня, за давностью времён, уже историческая.

Из этого же сборника я узнал о том, что мусульмане считали, что в древности существовало несколько Зороастров. Подобное мнение обсуждалось некоторыми зороастрийцами в Индии, там утверждалось, что Зардушт был девятым по счёту во время правления Виштаспы. Первым из спасителей был Хошанг, но это мнение, по-моему, было связано с ошибочным чтением стиха в Шахнаме. В Dasatir (see Shehriarji Bharucha, op. cit., p. 121) Зартошт – тринадцатый в линии пророков. Таково мнение некоторых теософов среди современных парсов Индии, некоторые из которых считают его седьмым именем (See Bilimoria, Zoroastrianism in the Light of Theosophy, p. 4, note, Bombay, 1896)».

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Аслишо Назаршоев: Хидир Айём -- Памирский Новруз

Статья друга нашей Обшины, журналиста Аслишо Назаршоева о памирском празднике Хидир Айём...

Вчера в одном из столичных ресторанов состоялся ХИДИР АЙЁМ (разновидность праздника древнеарийского НАВРУЗ, Памирского разлива). Многие скажут - и чем он отличается от
Навруза обычного? По сути своей, ничем! А на деле, кочевые племена внесли в оригинальный Навруз много коррективы, смуту, начиная от индийского зороастризма, арабского и тюркского нашествия с последующей его ассимиляцией в жизнь коренного населения, то Памирский Хидир Айём - главный праздник, отличается своей оригинальностью, сохранением древних его традиций (без внесения в него чуждых красок и фломастеров, не свойственных ему, поскольку этот праздник имеет историю более шести тысячи лет). Представители Хицонского (Сучанского) джамоата Памира в Москве вчера показали этот праздник в тончайших подробностях, во всех его проявлениях.
Даже, когда дети бесконтрольно бегали по залу, радовались, кувыркаясь по полу и лёжа на животиках, п…

Ramyar: Сжигать нельзя, перерабатывать!

Одной из острейших остается проблема загрязнения Земли отходами. О том, какие попытки предпринимаются в Москве и других городах мира, активизме, сознательном отношении. Канал Культура.