К основному контенту

Архипова: Московский Новруз 2019

В качестве представителя Зороастрийской Веры на московской земле, 24 марта, мне представилась возможность участвовать в работе стенда Московской Зороастрийской Общины. Роль представителя предполагает общение с большим количеством гостей. Люди разные, но я не видела и не чувствовала ни одного человека, агрессивного или настроенного на сопротивление. Пришли, в основном, заинтересованные, доброжелательно настроенные, и немного робкие, на мой взгляд. Робость от неожиданности, что они нашли то, что никак не ожидали встретить, их исторические корни, которые вдруг кому то не безразличны в чужой стране... И удивление в глазах, растерянность.... радость открытия чего то нового. Радость, что вера и традиция, которая долго находилась в тени, хотя была родоначальной для появления многих новых течений в религиях мира, снова проявляется и где? Там, где ее совсем не ожидали увидеть.

Карта Персии была чуть ли не главным экспонатом на нашей небольшой экспозиции. Гости фотографировались, спорили. Один, с серыми глазами и светлокожий, ударил кулаком место на карте... но потом мило улыбнулся и все его спутники пошли, удовлетворенные увиденным и услышанным. На древней карте времен Куруша Великого, гости угадывали свою родину, в которой они родились в конце прошлого века в Советском Союзе. Из Таджикистана несколько человек с гордостью сообщали про раскопки городища, которые велись с 1978 года в Пенджикенте, где нашли структуру богатого согдийского города эпохи раннего средневековья. Очень приятно было общаться на русском языке с таджиками, талышами, иранцами. Остался осадок, что не могу на их языке, также хорошо, как они на моем, на русском... Владимир и Бахман выручали, когда приходили неговорящие или плохо говорящие на русском. Спасибо вам! Была и смешная история с гостем, который стал возмущаться, что нижняя граница карты была не так точна, как должна быть! Может и есть более точная карта? Было движение, это чувствовалось. Заинтересованность в общении, открытость и желание вступить в контакт. Интерес к книгам: Гатам, Авесте, Мифам. Вот такое странное чувство общности, когда приходишь к вере, сохраненной народом, говорящем на другом языке, самое ценное, не злато, а слово, из уст в уста, от отца к сыну... Ценности - общие: благая мысль, благое слово, благое дело. А наша община как маленькая веха в этой эстафете, возможно пробудит эту веру, истину, настоящие чувства еще в ком то, и захочется жить полноценной жизнью ради нового смысла, с помощью Ащи праведной.
Эти цветы, фото - из иранского павильона, традиция зороастрийская осталась, на Новруз выставлять на стол молодую зелень пшеницы, чеснок, яблоко, уксус, дикую маслину, монету и специю - сумах. А еще, добавляют Гаты или Коран, маленький аквариум с рыбками как символ счастливой жизни и угощение сумаляк, кашу из пророщенной пшеницы.

Знаете ли вы, что Новруз и Пасху запретили в 1926 году, а в 1967 году, почти через 40 лет, разрешили...Это решение связывают с политикой СССР на Ближнем Востоке, в том числе, с Ираном. А Генеральная ассамблея ООН признала Новруз и его традиции частью культурного достояния человечества девять лет назад. Благодаря этому, возможно, мы имеем возможность собираться вместе, спорить, совершать службу в дни гаханбаров и встречать рассветы!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Совершенная Истина — МаздаЯсна

К сожалению, сейчас для подавляющего большинства людей ложь далеко не самое позорное дело… А в некоторых случаях ловкая ложь считается проявлением ума… Люди придумали множество ложных принципов типа «сладкая ложь милее горькой правды», «не соврёшь — не проживёшь», «не любо — не слушай, а врать не мешай», «слово изречённое есть ложь» и самый страшный — «иная ложь во спасение»! Не бывает лжи во спасение! Всякая ложь ведёт к погибели, даже самая мелкая — мелкая просто действует медленнее. Любая ложь — зло, потому что ложь, по-авестийски «друдж» — имя беса. А бес никого ни от чего не спасает, его цель губить, а не спасать… читать полностью на сайте МаздаЯсна

Зороастрийские места поклонения

Эпоха без храмов Ранние зороастрийцы не имели ни храмов, ни каких либо других культовых сооружений. Служение происходило под открытым небом, в горах. Геродот рассказывает, что «ставить кумиры, сооружать храмы и алтари [богам] у них [персов] не дозволяется... у них в обычае приносить жертвы на высочайших горах Зевсу [Зевс отождествляется Геродотом с Ахура Маздой], причем Зевсом они называют весь небесный свод”. Далее Геродот обращает внимание на то, что, принося жертвоприношения, персы  “не воздвигают алтарей и не возжигают огня... ”. Греческий историк Страбон (I век до н.э.), подтверждает сведения Геродота о том, что «персы не строят статуи или алтари, но поклоняются на высоком месте» и что церемонию богослужения проводили маги, легендарные зороастрийские жрецы. Позже традиционно, согласно зороастрийским источникам, поклонения проходили индивидуально дома или на открытом воздухе, обратившись к источнику света. Когда собиралось несколько человек, ритуал проходил на открытых площадк